Главная | Теория | Практика | Файлы | Links | Обратная связь |
Дж. Маэстри Секреты анимации персонажей Урок 2. Сюжет Анимация персонажей, по существу, тесно переплетается с сюжетом. Далее
будет показано, как персонажи управляют развитием сюжета, и наоборот,
как сюжет характеризует персонаж. В хорошем сюжете присутствуют мотивация
персонажей, конфликт и возможные пути его решения. Без этих элементов
персонажи не будут выглядеть правдиво и реалистично. Персонажи и сюжет Первым делом, до начала анимации, нужно решить, о чем она будет, иными
словами — придумать сюжет. Кроме того, требуется решить, какие персонажи
будут в нем задействованы. Общий замысел фильма зависит от того, что разрабатывается
в первую очередь — сюжет или персонажи. Рис. 2.1. Персонаж определяет манеру исполнения роли. Выбрали бы »ы для этого персонажа роль героя или злодея? Персонаж делается более жизненным с помощью мотивации его действий и преодолеваемых трудностей. Конфликтные ситуации, в которые попадает персонаж, стремясь к достижению цели, делают выполнение задачи более интересным. Перечисленные компоненты являются залогом хорошего сюжета. Мотивация создает персонаж Мотивация объясняет причины поступков персонажа на протяжении повествования. Персонажи мотивируются своими потребностями. Маленький бродяга голоден и нуждается в пище. Преуспевающий газетный магнат жаждет денег и власти. Лорел (Laurel) и Гарди (Hardy) нужно доставить пиацино. Отношение аудитории к персонажу определяется его желаниями и потребностями. Методы, с помощью которых персонажи преследуют свои цели, дают зрителям ключ к разгадке их характеров. Например, два персонажа участвуют в предвыборной борьбе за политический пост. Один из них ведет себя честно, второй пускает в ход все свое коварство. И тот, и другой преследуют одну и ту же цель — сделать политическую карьеру, — но их личностные качества являются причиной абсолютно различного поведения. Другим ярким примером может быть простое задание: перепрыгнуть через лужу. Фред Астер (Fred Astaire) сделает это грациозно, Бастер Китон (Buster Keaton) может поскользнуться и даже упасть лицом вниз. Каждый отдельно взятый персонаж преодолевает трудности по-своему. Препятствия порождают конфликт Если вам удалось определить потребности своих персонажей, вы наверняка сумеете придумать препятствия, которые им нужно преодолеть. Это добавит сюжету занимательность. Если Лорел и Гради доставят пианино безо всяких приключений, никакой истории не получится. Поместите очень крутую лестницу на их пути, и им будет что преодолеть. Комедийная ситуация является следствием множества способов уронить пианино. Преодоление препятствия в виде лестницы — это то, что порождает комедию. Препятствия могут быть как физического характера, например лестница, так и принимать иные формы. К примеру, персонажу может потребоваться преодолеть страх. В любом случае, препятствия порождают конфликт в повествовании. Конфликт порождает драму В основе повествования лежит конфликт. Персонаж, идущий по улице, — не
сю-Жет. Это совсем не интересно. Персонажу нужна мотивация: возможно,
он опаздывает на собственную свадебную церемонию? Если улица усеяна кожурой
от оананов, появляется препятствие, порождающее конфликт и начало сюжета.
Удастся ли персонажу избежать банановой кожуры? Поскользнется ли он? Если
да, то что будет затем? Успеет ли он на церемонию, и как он будет к этому
времени выглядеть? Все это зависит от рассказчика. Рис. 2.2. Сюжеты цикличны. Персонажи руководствуются мотивами; возникающие на пути препятствия порождают конфликт, который, в свою очередь, характеризует персонажи Рассмотрим в качестве примера простой сюжет: сумасшедший ученый создает
монстра, сбегающего из лаборатории и терроризирующего целый город. К сожалению,
ученый не может решиться на убийство собственного творения. В приведенном
сюжете присутствует несколько конфликтов. Главный конфликт заключается
в том, что ученый пытается преодолеть любовь к своему созданию. Второстепенных
конфликтов несколько: поиск способа уничтожить монстра, избежать участи
быть убитым монстром и т. д. Упражнение 1. Мотивация персонажа Посмотрите несколько фильмов. В каждом из них попытайтесь определить основную мотивацию персонажа, а также конфликты и препятствия, возникающие на пути. Каким образом персонаж преодолевает препятствия? Какой является развязка конфликта? Сюжет через действие Работая над романом, автор проникает в сознание персонажа, чтобы передать то, о чем он или она думает. Такую строку, как «Мэри была довольна собой», легко добавить в роман. Однако в работе над сценарием предложения подобного рода становятся источником серьезных проблем. Нельзя просто сказать, что Мэри счастлива, необходимо это показать. Как еще можно донести до аудитории ее чувства? Зрители не читают сценарий, они смотрят фильм. Мэри придется продемонстрировать смену эмоций через поступки, которые понятны аудитории. То, каким образом она продемонстрирует эмоции, также даст ключ к пониманию ее характера. Если девушку отличает робость, то, возможно, она просто улыбнется. Более общительная Мэри может запрыгать от радости. Этот момент можно совместить с диалогом, дополняющим действие. Действия девушки характеризуют ее. Сюжет заключается в анализе характера Мэри и того, как она изменяется. Действия точно характеризуют персонажей. Аудитория не знает, что это за персонаж, до тех пор пока он не начнет двигаться и действовать. Визуальное восприятие имеет решающее значение Фильм и анимация являются, главным образом, визуальными средствами. Аудитория
извлекает основную информацию из того, что видит. Исследования показывают,
что визуальные средства более значимы, чем словесные. Если аудио противоречит
изображению, изображение одержит победу. Политики используют этот факт
и достигают значительных успехов. Если политик появляется в программе
новостей в визуально привлекательной или патриотической обстановке, зрители
воспринимают его более позитивно, даже если рассказ журналиста приводит
негативные оценки
Разработка сюжета Структура сюжета включает в себя ряд важных моментов. Во-первых, персонаж
должен мотивироваться потребностью. Чтобы удовлетворить свою потребность,
персонаж должен преодолеть препятствия. Когда персонаж преодолевает препятствия,
зрители узнают, что он из себя представляет. Описать эти составляющие
нетрудно, но создать хороший сюжет — искусство. Имея представление об
основных элементах повествования, можно начинать самостоятельную разработку
собственных сюжетов. Не усложняйте сюжет Очень интересно придумывать самые невероятные и запутанные сюжеты, но
всему есть пределы. Даже бюджет самого большого фильма-сенсации (blockbuster)
ограничен. При работе над собственным фильмом лимитировано время, которое
вы можете уделить проекту. Выполнение многих проектов нередко прекращается
на полпути. Поиск предпосылки Разрабатывать сюжет можно по-разному. Некоторые предпочитают записывать свои мысли на бумаге. Некоторые разрабатывают сюжет визуально. Одним из способов является поиск творческих идей методом «мозгового штурма» (brainstorming). «Мозговой штурм» пробуждает творческие способности. Возьмите лист бумаги и начните записывать идеи. Если вы любите рисовать, можете делать несложные наброски, разрабатывая сюжет визуально. В сюжете должны присутствовать, по крайней мере, один персонаж, один мотив и одно препятствие. Он может быть таким простым, как, например, ребенок, пытающийся открыть контейнер с функцией защиты от детей. Или, перевернув идею с ног на голову, взрослый, неспособный открыть контейнер с функцией защиты от детей, в то время как ребенок, собака или даже ручной хомячок легко справляются с этой задачей. Персонаж может быть чрезвычайно голоден, при этом пищу оказывается достать неимоверно сложно. Основой сюжета может послужить обычная сказка о трех поросятах, строящих свои домики из соломы, веток и кирпичей, чтобы спрятаться от волка. При желании эту идею можно неожиданно переиграть, превратив поросят в лабораторных крыс, строящих лабиринт из молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты, чтобы спастись от ученого. Таким образом, центральную идею фильма можно сформулировать в нескольких строках. Эти строки называются предпосылкой (premise). Хорошая предпосылка — залог хорошего фильма. Упражнение 2. Создание предпосылки для короткометражного фильма Это тренировка творческих способностей. Возьмите лист бумаги и запишите любые предпосылки, пригодные для экранизации, размером в одну строку. Чем больше предпосылок, тем лучше. Замечательно, если вы заполните больше, чем один лист. Можете потратить на это упражнение несколько дней, записывая идеи в блокнот по мере их появления. На этом этапе требуется просто создавать идеи персонажей и/или сюжетов. Идеи могут быть как законченными, так и незаконченными. Основной задачей является раскрепостить свой разум, проявить творческие способности и придумать столько идей, сколько возможно. Не стесняйтесь записывать идеи, которые кажутся вам неудачными. Иногда они служат впоследствии источником хороших идей. Не стоит ничего редактировать; отнеситесь к процессу творчески. Примерный список может выглядеть так, как показано на рис. 2.5.
Отложите листок с идеями в сторону на пару дней, затем вернитесь к нему и перечитайте заново, оценивая объективно. Попробуйте представить, какую форму примет сюжет для каждой из предпосылок. Помните, что для завершенного сюжета требуются три вещи: персонаж, мотивация и препятствия. Чтобы удостовериться, что та или иная предпосылка является многообещающей, можно развить основную идею на бумаге или даже описать в общих чертах идеи, подходящие для шуток или забавных ситуаций. Если элементов сюжета хватает с избытком, шансы того, что найдена удачная предпосылка, велики. Если вам не удается представить, каким образом реализовать предпосылку в фильме, оставьте на время эту идею, она может пригодиться в следующий раз. Разработка сюжета исходя из предпосылки Очевидно, что количество возможных предпосылок ограничивается лишь вашим
воображением. Как только предпосылка создана, необходимо задуматься над
тем, как реализовать ее в фильме. Упражнение 3. Конкретизация предпосылки Для этого упражнения потребуется много карточек. Выберите понравившуюся
предпосылку из предыдущего упражнения. Руководствуясь предпосылкой, придумайте
ключевые моменты сюжета, записывая или делая зарисовки каждого момента
на отдельной карточке. Эти моменты могут быть простыми, как, например,
«Она идет по улице» и «Замечает что-то в окне». Если возникла идея для
визуальной шутки, зарисуйте ее. На этом этапе следует просто произвести
большое количество идей. Если идеи появляются с большим трудом, можно
взять другую предпосылку.
Разработка сценария Имея в наличии огромное количество идей, записанных на карточках, необходимо
составить точную последовательность сюжетных событий, включая развязку.
Вернемся к идее со взрослым человеком, у которого не получается открыть
бутылку с функцией специальной защиты от детей. Мотивация взрослого —
добраться до содержимого бутылки; препятствие — непонятно снимающаяся
с бутылки крышка. Диалог При создании сценария иногда возникает потребность в диалоге. Разумеется,
это не является требованием — во многих из лучших мультфильмов диалоги
вообще отсутствуют. Но диалог существенно способствует характеристике
персонажей. Интересный сценарий и талантливое озвучивание сделают персонажей
более реальными, а их личностные качества более жизненными. Хорошая звуковая
Дорожка помогает в анимационной работе, позволяя аниматорам использовать
ее в качестве руководства к игре персонажей. Упражнение 4. Сценарий для сюжета Имея простой сюжет, напишите для него сценарий. Включите в сценарий диалоги, созданные для персонажей. Визуализация сюжета На этом этапе, в дополнение к работе над сценарием, требуется заняться
визуализацией. Анимация — великое визуальное средство, поэтому вам наверняка
потребуется увидеть, как выглядит каждый кадр фильма. Даже если вы делаете
рисованные наброски, схематическое изображение идей в покадровой форме
поможет лучше понять, как именно будут инсценированы шутки и забавные
ситуации.
Кому-то наброски раскадровки даются легко, кому-то с большим трудом. Изображения трехмерных персонажей могут быть менее точными, поскольку картинки не обязательно должны точно отображать особенности настоящих персонажей. Ну а если персонажи уже созданы, визуализировать сюжет можно иным способом, Минуя рисование. Поместите персонажи в трехмерное приложение и выполните рендеринг неподвижных фигур, а затем используйте полученное в качестве раскад-ровки. В этом случае в сканировании нет необходимости; изображения будут точно воспроизводить настоящие персонажи, а файлы с трехмерными сценами можно сохранить и использовать в дальнейшем как план размещения для анимации. Упражнение 5. Создание раскадровки Создайте раскадровку для идеи, которую вы разрабатываете. Продумайте порядок кадров, а также развитие фильма. Не задумывайтесь об аккуратности рисунков - просто четко изложите идею. Как только сочтете состояние раскадровки удовлетворительным, приведите ее в порядок и пронумеруйте кадры. Завершение сюжета Разработка сюжета - всего лишь первый шаг. По-прежнему требуется выпустить фильм. В процессе постановки малозначительные детали сюжета могут изменяться, но его суть менять не следует. Хороший сюжет служит фундаментом создания хорошего фильма. Заключение Искусство создания сюжета должно быть известно каждому аниматору. Подобно «актерам» в сюжете аниматоры являются именно теми, кто «излагает сюжет». Знание принципов построения сюжета скажется наилучшим образом на вашем анимационном мастерстве. Напишите несколько собственных сюжетов, применяя приведенные в этом уроке приемы. Опыт в создании сюжетов улучшит ваши повествовательные способности.
|
|||||
Проект стартовал в ноябре 2002 г. |